?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Про депрессию

Обещанный вчера (http://marsia.livejournal.com/1782529.html#comments) пост о клинической депрессии и ее признаках. Там, где нет моих примечаний, - записано со слов Лилии Григорьевны Урсовой (http://www.psyinst.ru/prepod.php?id=56, я учусь в ИППиП). Информации много, поэтому не обессудьте, если пост будет не слишком структурирован.

По статистике, невыявленных случаев депрессии больше, чем выявленных (т.е., случаев, когда больной обратился к врачу) и рост количества случаев неизбежен, поскольку меняются условия жизни (тут есть очень интересные факты по биохимии, жизнь в цивилизованном обществе не может обеспечить человеку должный уровень активности (физической и не только), нарушается гормональный баланс (накапливается кортизол, о нем пару слов позже), ухудшается выработка серотонина, но это не из лекций, это из спецлитературы, боюсь писать более подробно, чтобы ничего не перепутать)

Признаки:
1) Снижение настроения, достигающее "несовместимой с жизнью тоски". Т.е., если у человека появляется мысль о смерти, как избавлении, о самоубийстве - это оно. Человек может понимать, что в мире все не так уж плохо, и его жизнь не так уж плоха, но жить для него - невыносимо. (Но у хорошо социально адаптированной личности может быть активной та "часть личности", которая позволяет держаться (мощное Супер-Эго, например). До поры до времени. - МШ)

2) Идиаторная заторможенность. Все, что раньше давалось легко, требует от человека огромных усилий концентрации, иногда заторможенность доходит до полной остановки мыслей. Еще хуже становится от того, что человек думает, что это он так деградировал, что это необратимо, опасается, что это начало разрушения мозговой деятельности. Важно, что при приеме лекарств, эта самая способность "соображать" резко восстанавливается.
Пример такой заторможенности: невозможность координировать, или, на самом простом уровне - человек пришел в магазин и забыл, зачем пришел. Теряет к этому интерес, на фоне общей потери смысла всего, и уходит.

3) Один из самых важных признаков - умирают чувства. Аnaesthesia psychica dolorosa. Речь идет не только о чувствах к близким ("Да, я знаю, что это - моя жена и дети, но я просто ничего не могу к ним чувствовать, ничто не имеет значения" - пример из жизни. МШ). Кроме того, человек теряет ощущения вкуса еды (иногда - совершенно теряет, не знает, соленая еда или нет), ощущения тела. Анестетика эта может заменять желание плакать (и благодаря ей, в общем, депрессия часто протекает скрыто, подумаешь, человека ничего не радует, "жизнь такая". - МШ). Иногда, единственное, что держит человека, - мечта о чем-то, чего он достигнет, и тогда "все будет хорошо". Но может случиться так, что он достигает, а достижение уже "не радует", и тогда резко теряется желание жить.

4) Двигательная заторможенность. В очень глубоких случаях, доходит до того, что человека кормят с ложечки.

5) Человек стремится максимально избегать любых раздражителей, шума. Для него главное - чтобы "его не трогали". (Психическое напряжение таково, что любое дополнительное воздействие мучительно. - МШ)
Попытки близких "развеселить", "растормошить" могут приводить к усилению отчаяния и к суициду.


6) Это единственное психическое заболевание, в котором с утра человеку хуже, чем в другое время. В других случаях человек после отдыха чувствует себя лучше. Большая часть суицидов происходит с утра. Пульс больного депрессией страшно частит, хотя внешне человек может быть совершенно пассивным и безжизненным. Причем, в случае МДП пульс частит одинаково и при мании, и при депрессии.

7) В тоске человек может быть зациклен на одной и той же мысли, часто это самообвинение или выражение стыда ("нет, я не могу, не должен с этим жить!). Мысли о самонаказании (приводит примеры, как человек бьет себя: "Дурная голова, дурная голова!"), идеи - "я всю жизнь приношу людям зло". Полное отсутствие надежды на лучшее. В Вики в статье "Большое депрессивное расстройство" приводится очень иллюстративная картина Ван Гога.

Первыми симптомами могут быть нарушения сна (вместе с чувством безнадежности, снижением интереса к жизни). Иногда человек может спать по 3-4 часа, это его страшно изматывает. Близкие люди больше не вызывают интереса и нежности.
Психиатры в клинике Корсакова, между тем, жалуются, что в больницах сейчас практически не найти больных глубокой депрессией, чтобы показывать студентам, потому что антидепрессанты нового поколения очень эффективны. Но вот среди тех, кто к врачам не обращается, можно найти и очень серьезные случаи.

Дальше - от меня.

Для близких - если вы заметили, что у человека снижен жизненный тонус, ему ничего не интересно - это сигнал о снижении уровня серотонина.
Хорошо социально адаптированные люди могут долго сопротивляться депрессии и проживают ее "скрыто", когда никто не видит. В этом случае, человек может достаточно долго сохранять "рабочую форму" и исполнять все обязательства, но ничего не делать для себя и для своего удовольствия, например.

Если вы видите, что человек теряет эмоции, движения заторможены, походка с подволакиванием ног, возможно, лицо становится почти безжизненным (в глазах при этом остается какая-то жизнь, иногда, но чаще - выражение отчаяния) - это уже конкретный сигнал об обращении к психиатру. Чем позже обращение - тем хуже идет выздоровление.

Что мне важным кажется сейчас в вопросе о причинах депрессии. Депрессия имеет отношение к непрожитой травме. Вот это дикое напряжение, которое забирает все силы и все чувства, возникает в результате внутреннего конфликта. Например, невыраженного когда-то гнева. Гнев может быть обращен и вовне, и на самого себя, но человек сделал все, чтобы о нем "забыть". О причинах "забывания" написаны тома, как вы знаете.

Те, у кого было "грустное детство", подвержены более высокому риску депрессии во взрослом возрасте. Очень важно тут понятие "выученной беспомощности" (писала когда-то о Селигмане), и понятие "контролируемого стресса". На тему последнего было прекрасное очень показательное исследование, которое недавно цитировала гутта_хани: http://gutta-honey.livejournal.com/287752.html#cutid1
"Людям предлагали находиться в условиях стресса и «терпеть» этот стресс. В качестве стрессового раздражителя был предложен довольно высокий уровень шума. Испытуемых разделили на 2 группы. 1-ая группа должна была переносить шум от начала до конца эксперимента. Когда конец эксперимента, они знали довольно приблизительно, потому что часов у них не было. Т.е. они знали, что конец будет, но когда не известно. По окончанию эксперимента они обнаруживали довольно много разных признаков дистресса, плюс через какое-то в ремя у многих развились различные симптомы болезней связанных со стрессом ( язва, например).
Вторая группа имела в своем распоряжении кнопку. Им объяснили, что в любой момент они могут воспользоваться ей, если шум станет невыносим и остановить эксперимент. В итоге никто данной кнопкой не воспользовался. После эксперимента уровень физиологических изменений характеризующих стресс, был гораздо ниже, и ни один из них не заболел стресс-асоциированным заболеванием".

Те, кого когда-то "выучили беспомощности", люди, которые знали, что в детстве у них нет шансов чего-то избежать, как правило, плохо справляются со стрессом, уровень кортизола у них фоново очень высокий (высокая тревожность, которую можно отыгрывать в активном спорте, например), риск возникновения депрессии - повышенный.
Подростковая скрытая депрессия бывает нередко, но ее не считают чем-то особенным, списывая на переходный возраст.

ПС: Прошу прощения, если я про что-то не написала, тут у Киры лезут зубы, и если она меня не съест, то сведет с ума:) Не болейте!:)

Comments

( 85 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nina_petrovna
Jan. 25th, 2012 10:03 am (UTC)
Да уж. Спасибо.
я тут подумала, что все-таки хочу телефон психиатра, если вы серьезно предлагали.
marsia
Jan. 25th, 2012 10:17 am (UTC)
Конечно! сейчас сброшу в личку
(no subject) - lobbo - Jan. 25th, 2012 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - nota_fe - Feb. 10th, 2013 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - nadgrus - May. 22nd, 2013 12:46 pm (UTC) - Expand
lobbo
Jan. 25th, 2012 10:13 am (UTC)
очень интересно спасибо
marsia
Jan. 25th, 2012 10:18 am (UTC)
спасибо:)
lelyechka
Jan. 25th, 2012 11:24 am (UTC)
А можно телефон психиатра? Ну так, чисто в надежде на антидепрессанты нового поколения )
marsia
Jan. 25th, 2012 11:55 am (UTC)
ага, щас скину в личку
transmind
Jan. 25th, 2012 11:30 am (UTC)
если есть похжие симптомы, но по утрам пока бодрячком, отдых помогает, значит, можно исключить депрессию?
marsia
Jan. 25th, 2012 11:56 am (UTC)
про утреннюю тяжесть - это, все-таки, скорее про глубокую депрессию
а про масштаб Ваших симптомов я не знаю:)
(no subject) - transmind - Jan. 25th, 2012 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 01:09 pm (UTC) - Expand
vikanika
Jan. 25th, 2012 11:36 am (UTC)
И мне телефон.
marsia
Jan. 25th, 2012 11:55 am (UTC)
отправлю в личку
an_nick
Jan. 25th, 2012 11:41 am (UTC)
а подскажите, пожалуйста - если есть некоторые симптомы и иногда - это повод заняться этим или у всех бывают кратскосорчные депрессивные проявления и если проходят, то нестрашно?
marsia
Jan. 25th, 2012 11:55 am (UTC)
если нет демотивации, то можно активно заниматься спортом - это один из лучших методов профилактики; если есть демотивация - шансы, что "пройдет само" - минимальны
(no subject) - an_nick - Jan. 25th, 2012 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Jan. 25th, 2012 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kitty_riga - Jan. 25th, 2012 06:42 pm (UTC) - Expand
clever_masha
Jan. 25th, 2012 12:09 pm (UTC)
Маш, а если нет не столько желаний / стремлений / мечты, а нет ну как бы сказать... материальных интересов? не хочется новой одежды, нового компьютера, нового телефона (особенно если раньше хотелось)... это демотивация или нет?
marsia
Jan. 25th, 2012 12:11 pm (UTC)
если есть нематериальные цели, и не влом делать шаги по направлению к ним - это нормальная мотивация, просто такая система ценностей:) которая бережет твои деньги:)
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clever_masha - Jan. 25th, 2012 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clever_masha - Jan. 25th, 2012 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gadyuka - Jan. 25th, 2012 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gadyuka - Jan. 25th, 2012 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gadyuka - Jan. 25th, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 25th, 2012 01:39 pm (UTC) - Expand
gadyuka
Jan. 25th, 2012 12:18 pm (UTC)
Все понятно. У меня глубокая хроническая депрессия. Нужно немедленно пойти и повеситься :).
marsia
Jan. 25th, 2012 01:10 pm (UTC)
хорошо, что Вы сохраняете чувство юмора, в таком случае, и интерес к жж:)
(no subject) - gadyuka - Jan. 25th, 2012 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shorty_george - Jan. 26th, 2012 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 26th, 2012 08:08 am (UTC) - Expand
Гуля Яфарова
Jan. 25th, 2012 01:11 pm (UTC)
я думала ,что у меня депрессия.прочитала...ан нет ,просто баловство!
marsia
Jan. 25th, 2012 01:22 pm (UTC)
и это прекрасно!:)
nasse
Jan. 25th, 2012 01:42 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.

Под таким углом школьная физкультура, прививающая отвращение к физнагрузкам (кому не повезло) становится особенно угрожающей...

Информация про утро и про пульс очень ценная. Раньше не попадалась.
marsia
Jan. 25th, 2012 02:51 pm (UTC)
спасибо, я рада:)

но не стала бы считать школьную физкультуру основным врагом:)
(no subject) - nasse - Jan. 25th, 2012 02:53 pm (UTC) - Expand
na_tura
Jan. 25th, 2012 02:56 pm (UTC)
а телефончик можно? а то, похоже, я уже скоро спекусь )
marsia
Jan. 25th, 2012 05:24 pm (UTC)
отправила в личку:) но ощущение от Вашего юзерпика - не депрессивное:)
(Anonymous)
Jan. 25th, 2012 03:52 pm (UTC)
По-моему депрессия это нормальное, естественное состояние разумного, трезвомыслящего человека. Жизнь так устроена, что чем лучше человек её понимает, тем мрачнее себя чувствует. Антидепрессанты - способ самообмана. Нужно изобрести лекарство, избавляющее человека от страха смерти, хотя бы на полчаса.
marsia
Jan. 25th, 2012 05:25 pm (UTC)
да, жизнь либо дана для мучений, либо не стоит того, чтобы жить, я слышала такую тз
joesefine
Jan. 25th, 2012 05:28 pm (UTC)
интересно. к кому идут вообще с таким, к психиатру? можешь объяснить разницу между ним, психологом и психотерапевтом?
marsia
Jan. 25th, 2012 05:32 pm (UTC)
о! я тогда пост напишу про это на днях:)
(no subject) - stelazin - Jan. 26th, 2012 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - joesefine - Jan. 26th, 2012 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 26th, 2012 06:51 pm (UTC) - Expand
macovka
Jan. 25th, 2012 06:48 pm (UTC)
Спасибо за пост! Буду кране благодарна за телефон.
rinamois
Jan. 25th, 2012 06:53 pm (UTC)
дай мне, пожалуйста, телефон психиатра тоже :)

вас учили "уговаривать" клиента на поход к психиатру?

из последнего: "Давайте я лучше схожу к неврологу, он даст мне справку, что со мной все ОК, и я снова приду к вам" (к вам = ко мне, психологу)
marsia
Jan. 25th, 2012 07:30 pm (UTC)
телефон скину в личку:)

специально не учили, учили иметь "психиатра под рукой" и всякие разные телефоны;
но я как раз думаю, что подробный рассказ про биохимический баланс очень поможет клиенту набрать "страшный" телефонный номер:)

и как, принес клиент справку от невролога?:)
(no subject) - rinamois - Jan. 25th, 2012 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rinamois - Jan. 25th, 2012 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rinamois - Jan. 25th, 2012 08:14 pm (UTC) - Expand
stelazin
Jan. 26th, 2012 08:46 am (UTC)
Это из лекций? Мне не очень нравится. Мне кажется, вам не структурировано и не внятно материал дали. Намешали все в кучу, не акцентировали важных моментов, при этом зачем-то выделили второстепенные и/или редко встречающиеся. И судя по отдельным репликам, по части нейрохимии там какой-то загон. Я, конечно, не видел лекций и не знаю лектора, вполне возможно, что все замечательно было изложено, но вот по твоему пересказу,- не не очень нравится.
marsia
Jan. 26th, 2012 01:58 pm (UTC)
Паша, слушай, а ты не мог бы указать, какие моменты ты считаешь основными? Я сравнивала лекционный материал с разными статьями, но мне не хватает квалификации, конечно, для выстраивания такой иерархии. Про нейрохимию - я тебе отдельно напишу, твое мнение мне очень интересно, как будет минутка свободная.
(no subject) - stelazin - Jan. 27th, 2012 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - marsia - Jan. 27th, 2012 08:07 pm (UTC) - Expand
irmata
Jan. 26th, 2012 12:25 pm (UTC)
Спасибо, если это возможно, пожалуйста и мне телефон врача в личку... как раз начала замечать надвигающиеся признаки у мамы.
marsia
Jan. 26th, 2012 06:52 pm (UTC)
здравствуйте! отправила в личку
vendalaine
Jan. 27th, 2012 03:31 pm (UTC)
можно и мне телефон? очень вовремя ваш пост, очень надо.
marsia
Jan. 27th, 2012 07:51 pm (UTC)
отправлю в личку:)
oleg44
Jan. 28th, 2012 09:03 am (UTC)
Чо то все хотят телефон психиатра, а я еще не знаю. А сколько из 7-ми признаков должны быть проявлены?
marsia
Jan. 28th, 2012 09:07 am (UTC)
пройди тест по шкале Цунга (Занга), на всякий случай
(no subject) - oleg44 - Jan. 28th, 2012 09:58 am (UTC) - Expand
sperans
Aug. 23rd, 2012 09:32 am (UTC)
случайно по ссылке снова попала сюда. Маш, ты прикинь, я всё детство, все школьные годы считала, что это - нормально. Что все так живут.
Впрочем, депресняка тяжелее, чем в 12-14 лет у меня, кажется, и не было никогда.
marsia
Aug. 25th, 2012 03:07 pm (UTC)
мне очень грустно это читать, Надя:( получается, что никто же не знал со стороны... что с тобой было тогда, если можешь рассказать?
(no subject) - sperans - Aug. 26th, 2012 04:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
marsia
Dec. 19th, 2012 09:54 am (UTC)
присылайте, Катя!:) спасибо! а ощущения я еще помню, в общем:) особенно степень расхождения между осознанием и чувствами - я до сих пор потрясена практически:)
(Deleted comment)
(no subject) - marsia - Dec. 19th, 2012 10:40 am (UTC) - Expand
memuaristka
Mar. 21st, 2013 10:28 am (UTC)
Маша, здравствуйте!

Можно контакты психиатра?
marsia
Mar. 23rd, 2013 08:40 am (UTC)
здравствуйте! отправила в личку)
viakra
May. 22nd, 2013 07:56 am (UTC)
Большое спасибо за пост! Не могли бы Вы и со мной поделиться телефоном?
marsia
May. 22nd, 2013 09:56 am (UTC)
здравствуйте:) сейчас отправлю в личку:)
tatamie
Jul. 23rd, 2014 01:03 pm (UTC)
Здравствуйте! можно и мне контакт(если еще актуально), пожалуйста
svetaturkova
Aug. 18th, 2014 08:26 pm (UTC)
Я тоже хочу телефон.) И еще хотела спросить - есть ли у вас групповые сеансы?
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 85 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono