?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Когда я начала читать книгу Каролин Эльячефф "Затаенная боль", я была потрясена. Она описывает психоаналитическую работу с детьми в возрасте до года. Звучит невероятно. Но, к моему неменьшему потрясению, я начала иногда использовать проговаривание с Кирой - иногда словами, которые она еще никак не может понимать, - и я вижу, как "благодарно" меняется ее состояние в таких случаях.
И вот сейчас у меня "внезапно" лишний час, и я могу перепечатать одну из глав этой книги, с небольшими сокращениями.

"Оливье, который не хочет дышать

Впервые я увидела Оливье, когда ему было два с половиной месяца. Его привезли ко мне воспитательница из социальной службы и сиделка из яслей.
Я представляюсь: "Меня зовут Каролин Эльячефф, я - психоаналитик. Тебя привезли ко мне по просьбе твоих яслей, чтобы мы все вместе разобрались, что у тебя не в порядке."
Воспитательница, в присутствии Оливье, рассказывает его историю.

Оливье попал в ясли (государственное учреждение для "отказников" - МШ), когда ему было всего двенадцать дней. Его мать, беременная уже в несчетный раз, решает родить анонимно (...). Она заранее оповещает Службу социальной помощи детям, что не сможет воспитать еще одного ребенка и желает, чтобы у него было лучшее будущее, чем она может ему обеспечить.
(...) Перед тем, как навсегда разлучить мать с младенцем, ей его показывают. Через сутки она покидает роддом, так как с с трудом выносит плач чужих младенцев, но по телефону ежедневно справляется о состоянии своего сына. Когда Оливье прибывает в ясли на трехмесячный срок, в ожидании, когда его сможет усыновить приемная семья, мать приходит (...) чтобы высказать свои пожелания относительно будущих приемных родителей для своего сына. Об отце Оливье известно лишь, что он является также отцом всех остальных детей в этой семье.
Первые пять недель своей жизни Оливье чувствовал себя очень хорошо.
Но сейчас его физическое состояние внезапно ухудшилось - это и является поводом для консультации: его лицо и голова покрылись корками и струпьями, из-за бронхита он тяжело дышит, с шумом вдыхая и выдыхая воздух, но температуры у него нет.


Я смотрю на Оливье, а он смотрит на меня. Состояние у него и в самом деле плачевное: кожа покрыта сыпью, дыхание очень затрудненное, и он начинает плакать. Оливье плачет, а воспитательница рассказывает, что его мать очень понравилась персоналу роддома, а затем и яслей, и все думали (желали? - автор), что она изменит свое решение и не откажется от ребенка. Все так думали, хотя и не говорили об этом вслух.
Во время очередной медицинской летучки сиделки стали обсуждать этот вопрос и сожалели, что, видимо, ошиблись. Сразу же после этой летучки Оливье и заболел, хотя не присутствовал на ней.
Я молча слушаю этот рассказ, делаю записи, смотрю на Оливье, а он смотрит на меня и плачет. Когда рассказ о его короткой жизни подходит к концу, он перестает плакать, и я говорю ему:
- У тебя очень хорошая и мужественная мать, она знает, что не сможет тебя воспитать, как ей хотелось бы, и она приняла решение, которое считает хорошим для тебя: пусть тебя возьмет и воспитает другая семья. Люди, которые тобой сейчас занимаются, ничего тебе об этом не говорили, но надеялись, что твоя мама изменит свое решение - возможно, они внушили эту надежду и тебе. Сейчас они понимают, какая хорошая у тебя мама: она сказала правду, она действительно для твоего блага хочет, чтобы тебя воспитала другая, приемная семья. Она хочет, чтобы у твоих приемных родителей кожа была не такая, как у тебя, а другого цвета. У тебя кожа черного цвета. Сейчас еще неизвестно, удастся ли найти для тебя приемных родителей с другим цветом кожи. Но тебе вовсе не нужно менять свою кожу. Ты всегда будешь сыном мужчины и женщины, которые тебя зачали, и твои настоящие, биологические родители навсегда останутся в тебе. До свидания, увидимся через неделю.

Неделю спустя Оливье прибывает ко мне на руках нянечки, которая привезла его из яслей. Я сразу вижу, что кожа у него совершенно очистилась, и это меня очень удивляет. Но я ничего об этом не говорю, нянечка тоже. Дыхание же, напротив, стало более затрудненным, чем прежде. И в яслях планируют подвергнуть ребенка серьезному обследованию. Пока нянечка говорит, Оливье засыпает и во сне дышит так же шумно. Нянечка рассказывает, что он много плачет, стремительно опустошает рожок с питанием, следит за ним глазами и улыбается после кормления.
Она так же сообщает, что скоро должно состояться первое заседание семейного совета, и что мать Оливье не изменила своего решения. при этих словах Оливье открывает глаза, обращает к нам туманный взгляд, затем снова засыпает, но теперь он громко дышит уже не носом, а ртом. Я начинаю говорить ему, поглаживая (...):
- Когда ты находился в животе у своей мамы, ты еще не дышал. Твоя мать кормила тебя через плаценту, с которой ты был связан, соединен пуповиной. Эта пуповина шла вот отсюда, где лежит моя рука. Когда ты родился, ее перерезали. То, что я трогаю рукой, - это твой пупок. Это шрам, который остался от пуповины. Когда ты родился, ты дышал, пуповину отрезали, ты отделился от своей матери, которая этого захотела. Может быть, ты дышишь так плохо потому, что надеешься снова найти мать, чтобы все было, как прежде, - когда ты находился в твоей матери, и еще не дышал. Но, если ты решил жить, ты не сможешь жить не дыша. Твоя мать - в тебе, в твоем сердце. Тебя разлучили с ней не потому, что ты начал жить. И даже если ты не будешь дышать, тебе это не поможет снова ее найти.

Все это я говорю спящему Оливье. Постепенно его дыхание становится тише. Когда я замолкаю, то с волнением замечаю, что он дышит носом, его дыхательные пути очистились, шумы исчезли, я ощущаю только легкое дуновение от его дыхания. Я прямо таки ошеломлена этим результатом. Мне хочется сказать об этом вслух, обратить на это внимание нянечки, словно я не верю собственным глазам и ушам.

Через месяц я узнаю, что дыхание у Оливье полностью нормализовалось. Уже подыскали и семью, готовую его усыновить. Через несколько дней состоится ее первая встреча с ребенком - ему исполнилось три месяца и неделя."

****
Если вам интересно, я могу допечатать позже еще обоснование К.Э. описанному случаю. Ну и вопросы, если есть, задавайте, конечно:)

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
lobbo
Mar. 27th, 2012 12:40 pm (UTC)
вообще-то звучит фантастически! чесно
marsia
Mar. 27th, 2012 12:43 pm (UTC)
да, это, действительно, звучит фантастически, но подтверждается работами других психотерапевтов, и вот, получается, что даже мой частный опыт это подтверждает

фактически, получается, что мы очень мало знаем - с научной точки зрения - о том, что такое "душа"...
lobbo
Mar. 27th, 2012 12:53 pm (UTC)
а разве в науке есть вообще такое понятие душа? может быть потому что мы "научные" мы душу как раз и обходим стороной. болит животик - дайте пилюлю.
marsia
Mar. 27th, 2012 12:57 pm (UTC)
ну да, надо сначала доказать, что "душа" существует вообще, хотя бы 21 грамм или сколько там:)

причем, сама по себе "наука", во многом, начиналась с изучения души (Платон и Аристотель)
lobbo
Mar. 27th, 2012 01:07 pm (UTC)
пожалуй пойду поищу ее книги ) спасибо за информацию
marsia
Mar. 27th, 2012 01:20 pm (UTC)
пожалуйста:) а вообще Эльячефф училась у Франсуазы Дольто, но я саму ФД не читала
aandrusiak
Mar. 27th, 2012 09:39 pm (UTC)
При чем тут "душа"? Это бессознательное. Оно не глупее (а скорее, во много раз мудрее ума).
marsia
Mar. 28th, 2012 06:02 am (UTC)
хорошо, что кто-то точно измерил разницу:)
kmaka
Mar. 27th, 2012 12:40 pm (UTC)
как это может быть :)?
marsia
Mar. 27th, 2012 12:44 pm (UTC)
"внезапно" оказалось, что душа - это нечто большее, чем сознание?:)
alwayslucky
Mar. 27th, 2012 01:24 pm (UTC)
"все болезни от нервов..." :)
marsia
Mar. 27th, 2012 01:30 pm (UTC)
:))
manyam
Mar. 27th, 2012 01:22 pm (UTC)
Меня гораздо больше поражает способность терапевта "найти главное птичье слово", ведь это у нее интуитивно вышло.
А причины же могли быть другими...
Фантастика в попадании и сочетании как "белок-энзим"
marsia
Mar. 27th, 2012 01:29 pm (UTC)
интуиция - это опыт, в первую очередь, тут дело не в наитии, она хорошо понимала, что делает
manyam
Mar. 27th, 2012 01:30 pm (UTC)
безусловно, именно в этом мне и видится чудо.
Я с благоговением отношусь к настоящим профессионалам, их мало.
marsia
Mar. 27th, 2012 01:39 pm (UTC)
:) и да, в психотерапии нередко случаются вещи, которые кажутся чудом
evanieta
Mar. 27th, 2012 01:33 pm (UTC)
не могу читать реву;(
marsia
Mar. 27th, 2012 01:36 pm (UTC)
угу, я тоже немножко ревела, когда читала первый раз
gemini2000
Mar. 27th, 2012 02:10 pm (UTC)
звучит как фантастика) интересно
za_ostrovom
Mar. 27th, 2012 04:32 pm (UTC)
Классно, спасибо. Пости еще!
marsia
Mar. 28th, 2012 06:14 am (UTC)
спасибо:) ага, буду
sperans
Mar. 27th, 2012 08:58 pm (UTC)
очень интересно, допиши, пожалуйста.
sperans
Mar. 27th, 2012 08:59 pm (UTC)
а как её имя в оригинале?
marsia
Mar. 28th, 2012 06:14 am (UTC)
Caroline Eliacheff

допишу потом, ага:)
aandrusiak
Mar. 27th, 2012 09:40 pm (UTC)
надо было бы попробовать...
ritaschietz
Mar. 28th, 2012 11:45 am (UTC)
Машуль, приветик! Может, напишешь нам в "Мой ребенок" на эту тему? Интересно мамашкам. Про западный опыт и свой личный, и советы профессионала. Ну, если захочешь. Деньги-то у нас совсем небольшие - 1000 рублей страничка журнальная (примерно полторы на компе влезает туда)
marsia
Mar. 28th, 2012 10:16 pm (UTC)
Привет, Рита:) а знаешь - с удовольствием, в общем, на любые психологические темы пишу:) сроки-объем?
ritaschietz
Mar. 29th, 2012 01:01 pm (UTC)
Машуль, сроков жестких нет, материалов у нас много, но хорошим - зеленая улица, как напишешь, сразу поставим. Сейчас делаем уже летние номера, у нас тут сильно заранее все. А объем - предположим, 7-8 тысяч знаков или поболее, до 12 тысяч, от разворота до трех полос в журнале, Здорово! Я и мечтать не могла о таком авторе. Такое тут переписываю, ты не можешь представить!.. Мой адрес kobe2001@mail.ru
Ура! Ура!
rusrainbow
May. 19th, 2012 02:27 pm (UTC)
это может быть совпадением. один раз не достаточен для того, чтобы что-то утверждать и делать выводы.
тем более через неделю спустя он может быть сам выздоровел.
вот если бы проводился бы массовый эксперимент, взяли несколько младенцев, проверили бы физическое состояние, опробовали бы слово на нем и т.д. вот тогда можно было бы делать выводы, что все зависело от слов.
marsia
May. 19th, 2012 07:50 pm (UTC)
этот случай не единичен, работы Франсуазы Дальто и многих других детских психоаналитиков можно почитать)
doloras
Aug. 8th, 2012 06:53 am (UTC)
Маша, а можешь кратко написать обоснования автора к этому случаю с младенцем?
Оченьочень интересно.
marsia
Aug. 8th, 2012 12:51 pm (UTC)
Ээээ... обоснования? т.е., я не оч. понимаю, что именно ты хотела бы увидеть:) м. б. тебе книжку дать?:)
doloras
Aug. 8th, 2012 01:47 pm (UTC)
Просто я еще раз перечитала этот текст, потому что его переслала знакомым для знакомства с возможностями работы психоанализа.
А у тебя в посте после *** написано, что будут дополнения))
Вот я за ними и пришла.

Но лучше давай книжку, че уж там ))

И еще я тебя про другую книжку спрашивала в скайпе, сейчас постараюсь найти название снова, важную книжку.
kseniatr
Feb. 18th, 2013 07:44 am (UTC)
Да, пропустила этот пост. Спасибо за ссылку. Это прекрасно.
the_self
Nov. 24th, 2013 07:51 pm (UTC)
Это просто прекрасно!
А есть ссылки на другие посты об этом? Я бы почитала!..
marsia
Nov. 24th, 2013 08:31 pm (UTC)
ссылок у меня нет, к сожалению) есть книжка Эльячефф) насколько я знаю, она в Ин-те психологии РАН, в книжном, еще недавно была в продаже:)
the_self
Nov. 24th, 2013 08:47 pm (UTC)
Я нашла её в электронном виде во вконтакте только что. http://vk.com/doc155361115_239646582
Пойду читать!
tavistok
Oct. 29th, 2014 09:16 pm (UTC)
ох ничего себе. как все внутри отозвалось.
thunderleshiy
May. 13th, 2016 03:06 pm (UTC)
супер, спасибо:)
( 39 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Links

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono