midna (marsia) wrote,
midna
marsia

Category:

Ой:)

Очень интересный подход по разделению клиентов на успешных и неуспешных:) (у меня смешанные чувства, конечно:)

Безусловно, у людей есть разные жизненные стратегии:) И то, о чем пишет гутта-хани, - это о людях, которые умеют достигать результата - и речь не идет о терапии, скорее, о жизни:)

***

Оригинал взят у gutta_honey в Успешные клиенты

Не все клиенты во время терапии и консультирования одинаково приобретают то, за чем они пришли к специалисту. Скажем так: есть клиенты успешные, а есть не очень. Речь об успешности, конечно, идет не о жизни, карьере и т.п., а о процессе достжения желаемого в рамках работы со специалистом. Естественно, группа успешных обычно удовлетворена своими результатами, чем другая.

Я уже несклолько раз говорила, что на терапии и консультировании роль специалиста—показать где нужно копать и предложить возможные для этой работы инструменты. Задача клиента начать работу, обсуждая результаты с консультантом. Сказать, как распределяется ответственность консультанта и клиента, наверное невозможно. Иногда успешный и работоспособный клиент достигает успеха у самого безнадежного терапевта, а бывает, что самый безнадежный клиент выходит из жизненных сложностей в руках умелого специалиста. Однако, без того, чтобы клиент хоть что-то делал ничего не получится.

«Успешный клиент» это не биологический вид живых существ, а человек с определенным поведением. Такая «успешность» не врожденное качество. Я хочу описать некоткорые характеристики и поведение таких клиентов. Наблюдения мои, так что ссылок не будет. Возможно эта информация поможет кому-то сделать свою работу с терапевтом более эффективной.

Итак, «успешные клиенты

  • Ведут себя активно во время консультирования. Задают вопросы и высказывают свое мнение.


  • Не боятся оспаривать мнение терапевта, дополнять и переформулировать. Никто не читает чужие мысли, в том числе психологи, психиатры и психотерапевты. Обратная связь очень важна в процессе консультирования, и не на 10-ом занятии, а прямо тогда, когда возникают какие-то несостыковки в понимании проблемы клиента.


  • Берут ответственность за себя сразу после начала терапии. Т.е. без предварительных разбегов и «контрольных выстрелов» в консультанта ( вот я щас ему скажу, и погляжу, как он среагирует). Ответсвенность включает в себя не только следование рекомендациям, но и прекращение консультаций по инициативе клиента, если он чувствует, что что-то идет не так, и предпринимание определенных самостоятельных шагов по результатам консультирования.


  • За рамками терапии они активно читают и исследуют тематику последней сессии и работают самостоятельно над своим пониманием проблемы. Обычно они приходят на следующую сессию не только с выполненным домашним заданием, но еще и со своими собственными наработками, которые очень сильно улучшают динамику терапии. Некоторые составляют схемы, таблицы, делают анализ результатов и именений в своей жизни после сессии. Соответственно, у них возникают определенные вопросы, темы и направления проработки, что очень полезно для хорошей динамики консультаций.


  • Не боятся испытать неприятные ощущения от негативных эмоций в процессе терапии. Да, не все вещи и события в жизни приятно вспоминать, но часто именно они являются камнями предкновения на пути к решению проблемы. Однако, в то же время, не бросаются на «амбразуру». Сами дозируют тот объем, который могут осилить на конкретный период времени.


  • Настроены на поиск позитива и конструктива в своем новом состоянии. Вообще, а что я приобрел за время консультаций? Неужели совсем ничего? Жизнь меняется вокруг, появляется новая информация, как она меняет мою жизнь к лучшему, как я ее могу использовать в своей жизни? Даже если что-то идет не так, все равно из этого «не так» выжимается максимальная возможная польза".

    ***

    Это, все, конечно, прекрасно:) Более того, эти правила можно применить ко всей жизни - и тоже будет прекрасный результат, к терапевту можно не ходить:) остается только пожалеть неуспешных клиентов, которые даже с терапией успешно справиться не могут...
    А что же бедный терапевт делает с клиентами, которые не так уж позитивно настроены, не так конструктивны, и вообще, всячески сопротивляются дивному процессу психотерапии? С теми, кто пока не научился делать всю работу за терапевта, брать на себя всю ответственность?:)

    Строго говоря, работа с "успешными клиентами" - это не совсем терапия, скорее - консультирование. Терапия начинается, когда у человека большие сложности с успешными стратегиями. Начинается с создания того пространства, в котором можно безопасно пробовать менять стратегии. С пространства доверия начинается работа с саморазрушительными процессами. Трудно человеку, который всю жизнь не знал, как озвучивать свои потребности, вдруг начать озвучивать их в терапии. И задача терапевта - дать ему эту возможность и этот язык. И да, тут не придется рассчитывать на то, что клиент сразу начнет оспаривать мнение терапевта:) Потом начнет, да - и это успех терапии:)

    АПД: нет понятия "успешный клиент в терапии", т.к., в этом процессе участвуют двое, очень разных людей. Есть понятие "контакт", есть понятие "отношения клиента и терапевта", есть понятие выбора. И иногда очень трудно сделать успешный выбор терапевта, это уж точно.

  • Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 34 comments