midna (marsia) wrote,
midna
marsia

Categories:

Фактор безотцовщины у мышей и у людей

Вместо эпиграфа:
У нас на курсе аномального детского развития было в ходу слово "вредность" в не совсем привычном для слуха смысле - т.е., фактор, плохо влияющий на развитие.

Сейчас очень много говорят о том, что брак устарел.
Возможно, с т. з. социальных процессов речь идет о том, что брак не нужен, как обществу не нужно столько людей)
Знаете, наверное, что такое "депрессия" у голубей? Это четкий социальный механизм: когда в колонии голубей наступает перенаселение, часть голубей перестает заботиться о себе и есть, и умирает. Люди - существа более сложные, им одной депрессии мало, нужны и другие механизмы сокращения популяции.

Так вот, с точки зрения психического здоровья детей, брак, как союз мужчины и женщины - вещь очень нужная, и исследований на эту тему немало. Отсутствие одного из партнеров, с т.з. развития, является как раз "вредностью".
Вспомнила я это, когда наткнулась на заметку "Мышь-одиночка не может вырастить полноценное потомство" (ссылки http://ethology.ru/news/?id=1410 и http://mindbrain.ru/2013/12/04/717.html), где, в частности, пишут, что это "Первое исследование роли отца в воспитании ребенка".


картинка отсюда

Это, разумеется, не первое исследование (например, давно обсуждается бОльший риск возникновения пограничного расстройства личности у ребенка в неполной семье).
К тому же это исследование пока проведено на мышах (и тоже - не первое исследование, под кат поставлю еще одно, более раннее), и ниже я скажу, почему люди и мыши - это, все-таки, не одно и то же, в том числе - с точки зрения родительства.

Суть этих последних данных:
В журнале Cerebral Cortex опубликовано исследование НИИ при центре здравоохранения Университета Макгилла, Канада (RI-MUHC), руководитель Габриэлла Гобби, на калифорнийских мышах (которые, подобно большинству людей, моногамны и воспитывают свое потомство вместе). В этом исследовании обнаружена связь между отсутствием отца и изменениями в поведении животных, а так же эти показатели связаны с физическими изменениями в головном мозге (выявлены дефекты в префронтальной коре г.м., которая "отвечает" за социальную деятельность, ответственность, принятие решений и т.д.).

При прочих равных, мыши, воспитанные без отца, вели себя более агрессивно (а самки еще продемонстрировали бОльшую чувствительность к амфетамину) - примерно, в 7-8 раз чаще, чем контрольная группа. Что, в целом, согласуется с похожей тенденцией, замеченной в наблюдениях за детьми, воспитанными без отца (количественно иные могут быть проявления, конечно).

В общем, это, достаточно сухое исследование, в отличие от более раннего, и более интересного, отражающего динамику изменений:

"Детские годы, проведенные в семье, в большой степени определяют последующую жизнь. Причем не только у человека. Биологи из Йеркского национального приматологического исследовательского центра (Yerkes National Primate Research Center) Университета Эмори (Emory University) в Атланте изучали, как влияет состав семьи на последующее поведение полевок. Оказалось, что выросшие в неполных семьях полевки отличаются от тех, кого растили оба родителя.

Тодд Ахерн (Todd Ahern), выпускник Университета Эмори, и Ларри Янг (Larry Young), профессор психиатрии и науки о поведении, работали со степными полевками (Microtus ochrogaster). Эти спокойные, дружелюбные зверьки, которых удобно содержать в лаборатории, обладают богатым репертуаром социального поведения.

Образцовые семьи и вечные странники

В большинстве случаев полевки создают прочные семейные пары, в которых оба родителя заботятся о детях и ухаживают за ними. Для зверьков характерно и спонтанное родительское поведение по отношению к чужим детенышам. Этим они похожи на мышей и отличаются от крыс – те чужих отпрысков уничтожают.

Но не во всех семьях царит такая идиллия. Больше трети самок в природе растят детей в одиночку, без участия партнера. А около 40% самцов прочным брачным узам и семейному гнезду предпочитают свободную кочевую жизнь. Есть данные, что семейные и одинокие полевки различаются по содержанию в мозге нейропептидов вазопрессина и окситоцина. Именно поэтому ученые сочли, что степные полевки – подходящая модель для изучения влияния семейного опыта на взрослую жизнь.

В экспериментах участвовали полевки, которые родились и выросли в лаборатории – эта колония пошла от пойманных в природе зверьков. Биологи наблюдали за тремя группами полевок: первая по достижении взрослого возраста (3 месяца) пошла на биохимию, вторую исследовали по нескольким поведенческим тестам, а третью оставили для изучения полового поведения и размножения. В каждой группе зверьки размножались парами. Половину пар оставили для совместного воспитания потомства, а вторую половину пар насильно разлучили.

У матерей-одиночек меньше возможностей для заботы

На первом этапе исследования ученые наблюдали за тем, как выращивают детенышей семейные пары и матери-одиночки. Выяснилось, что дети матерей-одиночек гораздо чаще, чем дети в полных семьях, оставались в гнезде одни. А у пар мышат практически всегда согревал то один, то другой родитель. Матери-одиночки реже, чем семейные пары, облизывали и чистили детенышей.

Поскольку у степных полевок родительские обязанности распределяются поровну, то в отсутствие самца детям доставалась лишь половина родительской заботы. Хотя это не имеет отношения к кормлению – биологи выяснили, что детеныши одиночек потребляли столько же молока, что и дети в полной семье. Но вот тактильного контакта и тепла они получали меньше, и матери-одиночки не стремились компенсировать недостающего отца усилением своей заботы.

Кстати, в природе матери-одиночки вынуждены добывать еду, поэтому еще чаще отлучаются из гнезда.

Хотя детеныши, растущие в разных условиях, не различались по прибавке в весе, мышата из полных семей развивались быстрее и в двухнедельном возрасте активно стремились покинуть гнездо и исследовать окружающую территорию.

В возрасте полового созревания (22 дня) полевки из полных семей весили больше, чем из неполных. Правда, в дальнейшем они сравнялись по весу.

Их дети не готовы стать родителями

Взрослых (трехмесячных) полевок тестировали на проявление спонтанного родительского поведения. Двух голых пищащих детенышей клали в камеру рядом со взрослым животным и наблюдали за его поведением.

Самки из полных семей проявляли больше родительского поведения по отношению к чужим детенышам. Они чаще облизывали и чистили их, больше времени согревали. Выраженное в процентах, их материнское поведение оказалось в три раза сильнее, чем у самок, которые выросли в неполных семьях.

Самцы тоже проявляли спонтанное отцовское поведение к чужим детенышам (агрессия наблюдалась крайне редко), но самцы из полных семей достоверно не отличались от сыновей матерей-одиночек.

Чтобы оценить способность взрослых животных найти себе партнера, трехмесячных полевок разного пола объединяли в одном помещении. Оказалось, что зверушки, выросшие в неполной семье, больше времени проводят отдельно от сородичей и позже образуют пары.

Таким образом, детеныши полевок, растущие в неполных семьях, получают меньше родительской заботы, и это драматически сказывается на их жизни. Интересно, что в большей степени меняется поведение самок. Вероятно, предполагают ученые, самки особенно нуждаются в вылизывании и тактильных контактах в младенческом возрасте.

Что же до механизма, который лежит в основе влияния семьи, то он пока остается невыясненным. Измерение уровня рецепторов вазопрессина и окситоцина у двух групп полевок не привело к однозначным результатам. Хотя немало данных, в том числе и на людях, свидетельствует о важности раннего детского опыта для устойчивости к стрессам. А это, в свою очередь, влияет на социальность".

Но человек радикально отличается от мышей (и других животных) - способностью к абстрактному мышлению и к использованию образов ("вторая сигнальная система"). Поэтому "отсутствие отца" у мышей может радикально отличаться от "отсутствия отца" у людей. Присвоенный "образ отца", с которым человек живет всю жизнь (как было принято раньше рассказывать о героически погибших/исчезнувших отцах), может оказывать огромную поддержку. Частичные воспоминания об отце, вера в то, что он где-то есть, более гармоничные отношения матери с мужчинами в ее жизни - все это может смягчить травму потери и т.д.

АПД: Некоторые вещи я воспринимаю, как сами собой разумеющиеся, и не пишу про них. Из комментов дополню важным: для здоровья психики не так важно, в чем именно выражается воспитание, как важно "наличие альтернативы одному родителю", возможность формировать гибкие модели поведения. Знаменитую Аткрытку на эту тему сейчас найду)

для сайта1
Tags: исследования, семейные ценности
Subscribe

  • Выступление о выгорании лидера

    12-минутный фрагмент о выгорании лидера из открытого вебинара IPDC (Института Психодинамического Коучинга)

  • О жизни с ошибками

    (буду отправлять сюда тексты, размещенные в других местах) Признание ошибок - одна из самых болезненных вещей в токсичной культуре. Даже когда все…

  • еще снов)

    (Копирую из ФБ от 27 мая 2017 года) Мне приснился прекрасный сон, а мне давно уже не снятся психоаналитичные сны:) запишу пока сюда, чтобы потом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments